Педагогам

презентация
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОДУКТИВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ 9 КЛАСС
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ 11 КЛАСС БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ 10 КЛАСС ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ 10 КЛАСС БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

ПРОДУКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ

Продуктивная педагогическая технология обучения направлена на хорошее усвоение базисных знаний, умений. Что нужно делать, чтобы знания, умения и навыки были прочны?

Если ребенок не получает достаточно хороших знаний, умений в начальной и базовой школе, то его дальнейшее развитие находится под угрозой. В начальной и базовой школе человек получает 80% всех знаний, которые будут активно использоваться в дальнейшем жизни. Средняя школа добавит к ним еще 10%, институты - 5%, остальные - жизнь. Это означает только одно: базисные школьные знания должны быть усвоены основательно, чтобы оставались действующими на протяжении всей жизни. быть твердой основой для накопления новых знаний.

В продуктивной технологии мы можем выбирать, использовать и комбинировать все известные нам методы активизации познавательной деятельности обучающихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично – поисковый и исследовательский.

Модель продуктивной технологии включает в себя семь этапов: пропедевтический практика, ориентация, презентация, практика на примерах, управляемая практика, независимая практика в классе, домашняя практика.

Отличительной особенность всех этапов является текущая диагностика и мониторинг. Работая в режиме продуктивной технологии, я провожу проверку знаний, умений и навыков учащихся (диагностику), чтобы убедиться, что ученики обладают достаточной базой для успешной работы. На первом этапе проверяется наличие знаний и умений, которые ученики получили раньше. Ученикам предлагаю задания в виде теста, выполнение которого, подтверждает, что можно переходить к изучению нового материала.

Второй этап. Учитель совместно с обучающимися определяет цели на учебное занятие, структуру работы обучающихся на уроке. Учитель также определяет и критерии оценки результатов учебной деятельности обучающихся.

Третий этап (презентация). На этом этапе учитель объясняет, показывает, демонстрирует, приводит примеры (отработка на примерах). Главное не только дать информацию, но прояснить ее с помощью наглядных средств, чтобы у учеников на этом этапе сложились зрительные ассоциации. Главное для педагога - установить готовность обучающихся к выполнению упражнений и решению математических задач, т. е. установить готовы ли учащиеся приступать к практической апробации учебного материала.

На четвертом этапе (практика на примерах) я вместе с обучающимися разбираю практические задания, которые сначала выполняются всем классом, потом в группах и парах.

На этапе управляемой практики под руководством учителя обучающиеся имеют возможность работать над заданиями в присутствии учителя. На этом этапе я оцениваю способность учащихся самостоятельно выполнять задания. Совместно анализируем ошибки, типы ошибок и проводим коррекцию знаний и умений обучающихся.

Независимая практика (шестой этап) начинается тогда, когда ученики достигли уровня выполнения заданий ни ниже 80% на этапе управляемой практики. Цель независимой практики - закрепить новые знания, обеспечить их запоминание на долгое время. Учащиеся выполняют задания без помощи учителя. Роль учителя - проверка работы учащихся: достигли ли они соответствующего уровня 100%. В зависимости от их результатов планируется домашнее задание и помощь.

Седьмой этап (домашняя практика). Определяется объем тренировочной работы, необходимой для закрепления умений и навыков. Своей цели учитель достигает не перегрузкой, увеличением объема домашнего задания, а системой повышения прочности навыков учащихся.

Перед изучением нового материала проводится актуализация опорных знаний и умений обучающихся. затем объясняется новый материал, проверяется его усвоение учащимися, вместе выполняются практические задания. Практикуется многократное повторение наиболее сложных моментов. За разъяснением проводится обсуждение, в процессе которого учитель проверяет усвоение и понимание нового материала, математических терминов и понятий. Учитель обращает внимание на каждого учащегося, что он понял и как усвоил, задает вопросы на понимание материала, чтобы ученик объяснил, как он получил тот или иной ответ.

Главное в продуктивной технологии обучения - практические занятия с высоким уровнем и качеством педагогической поддержки со стороны учителя. Ведь цель любой практики - добиться способности пользоваться навыками независимо и безошибочно. Увеличивается продолжительность выполнения практических заданий. Чем больше времени отводится, тем наиболее остаются знания. Обучающиеся должны иметь хорошую учебную тренировку, высокую работоспособность и мотивацию.

Требования к учителю:

  • - высокая степень контроля всех учащихся;
  • - повышение требований к мотивации учащихся;
  • - распределение и экономия времени;
  • - создание эмоционального среды;
  • - руководство работой;
  • - обеспечение дисциплины;
  • - предъявление высоких требований;
  • - выполнение большого количества учебной работы.
  • тщательное планирование последовательности этапов учебного занятия:

   цели обучения разбивает на конкретные задачи;

   полное понимание и принятие учащимися задач;

   разбитие процесса обучения на определенные шаги по числу выполненных задач;

   подбор необходимого количества упражнений для полного усвоения знаний;

   применение трех видов практических занятий;

   обеспечение преемственности в прцессе перехода к новым задачам.

 

 

 

САЙТ АКТЫЎНАЙ АЦЭНКІ
МАСТЕР - КЛАСС 
ОПЫТ НА ВЫСШУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ КАТЕГОРИЮ
Технологическая карта урока в 10 классе "Четные и нечетные функции" (повышенный уровень изучения)

Г. Г. Змитрович 

ОТКРЫТОЕ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Доктор педагогических наук, профессор М.М. Поташник с сожалением констатирует: «Открытые уроки или внеурочные мероприятия - это одна из старейших форм методической работы... Многие годы она была эффективной, но со временем превратилась в некое ритуальное действо, появился формализм в проведении таких уроков, внешнее стало превалировать над сутью. Деградация открытых уроков пришла к логичному итогу: форма стала вырождаться, утратилась ценность этих уроков, и, открытые уроки стали неэффективными и бесполезными, а то и просто вредными для детей» [1, с.100-101].

Задача методической службы любого учреждения образования - вернуть эффективность и полезность такого важного для профессионального развития педагогов методического мероприятия, как открытый урок.

Подготовка открытого учебного занятия является для учителя формой повышения квалификации в системе непрерывного образования, поскольку учитель наиболее интенсивно направляет свои усилия на осмысление и структурирование своего опыта. Освоение технологии самоанализа педагогического опыта, выделения из него наиболее ценных компонентов, выработка умения оценить свои педагогические находки с точки зрения их научности, целесообразности, технологичности - все это становится предпосылкой для успешного проведения открытого урока, для профессионального развития педагога.

Остановлюсь на общих требованиях к проектированию открытого учебного занятия, рекомендациях по его подготовке, проведению и его анализу.

Основные цели проведения открытых учебных занятий:

  • повышение квалификации тех, кто приходит на урок к учителю – профессионалу высокого класса;
  • саморазвитие учителя, стремление к собственному повышению квалификации, когда мнение коллег, замечания и предложения становятся инструментом развития учителя.

Алгоритм проектирования учебного занятия может быть следующим:

  1. Формулировка темы учебного занятия. Необходимо определить место темы в учебном предмете; определить ведущие понятия, на которые опирается данное учебное занятие, обозначить для себя ту часть учебного материала занятия, которая будет использована в дальнейшем.
  2. Целеполагание.

Цель должна быть сформулирована как ожидаемый конкретный, диагностируемый результат. Она должна быть поставлена диагностично и операционально. В целях необходимо проектировать как деятельность учителя, так и деятельность обучающихся. При проектировании цели урока необходимо обеспечить ее понимание и принятие обучающимися как собственную, значимую для себя, для своего духовного, интеллектуального, эмоционального развития и личностного становления. Важным, на мой взгляд, является привлечение учащихся к постановке обучающих целей учебного занятия.

  1. Проектирование содержания и его «компетентностная интерпретация» включает следующие шаги:
  • подобрать литературу по теме, отобрать из доступного материала только тот, который служит достижению поставленных целей наиболее простым способом. Желательно добиваться ориентации учебного материала на решение практических задач; интегрировать содержание, т.е. в изучении темы опираться на знания и умения, полученные при изучении других учебных предметов.
  • продумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности обучающихся. Главное при группировке материала - умение найти такую форму организации учебного занятия, которая вызовет повышенную активность обучающихся, а не пассивное восприятие нового.
  1. Выбор вида учебного занятия: урок, его тип (урок изучения нового материала, урок закрепления знаний и т.д.) и вид (определяется по преобладающей технологии или методу обучения: урок-деловая игра, урок-лекция, проектный урок, проблемный урок); лабораторная работа; практическое занятие; лекция; семинар и т.д. и формы организации познавательной деятельности обучающихся (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная).
  2. Определение методов и приемов совместной деятельности с обучающимися, подбор учебных заданий, которые обеспечат достижение поставленной цели.

Необходимо также продумать и задание на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению. Подготовить дифференцированные задания для обучающихся разных групп: с целью развития творческих способностей одних, закрепления пройденного материала другими, экономии времени третьими и т.д.

  1. Подготовка «изюминки» урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг обучающихся - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже изученному и пр.

  1. Планирование контроля деятельности обучающихся на уроке, для чего надо подумать: что контролировать; как контролировать; как использовать результаты контроля.
  2. Определение методик для получения обратной связи, проведения рефлексии занятия, подбор диагностического инструментария для проверки уровня освоения компетенции. Отбор учебно-методического обеспечения, определение средств обучения: дидактических, материально-технических, информационных и т.п.
  3. Составление плана учебного занятия, технологической карты, конспекта, сценария или методической разработки.

Технология проведения открытого учебного занятия (по М.М. Поташнику)

  1. Характеристика класса.

Учитель дает характеристику класса, в котором будет проводится занятие – это необходимый элемент технологии. Характеристика уровня обученности, обучаемости, реальных учебных и воспитательных возможностей обучающихся класса, где будет проводиться открытое учебное занятие.

  1. Рассказ присутствующим о проекте предстоящего открытого учебного занятия.

Место учебного занятия в изучаемой теме, разделе, учебном предмете, основная идея занятия, его цель и задачи, характеристика отобранного содержания учебного материала, методы активизации познавательной деятельности учащихся, формы организации учебной деятельности учащихся, структура занятия, образовательные технологии, свои собственные находки, планируемые результаты урока и т.д.

  1. Проведение открытого учебного занятия.

Учитель не должен стремиться любой ценой, несмотря ни на что выполнить представленный план занятия независимо от возникших на уроке обстоятельств. Учитель-мастер должен быть готов изменить план занятия в ходе самого занятия, способность к импровизации – один из показателей высокого мастерства учителя.

  1. Анализ открытого учебного занятия самим учителем;

Форму и содержание анализа определяет сам учитель. Учитель говорит о степени достижения поставленной цели и задач занятия, объективно оценивает собственные действия, разъясняет причины отклонений в ходе занятия, нюансы, особое удовлетворение учителя тем или иным обучающимся, комментарии работ, выставленных отметок.

  1. Анализ открытого учебного занятия директором или заместителем директора учреждения образования.
  2. Ответы учителя на вопросы присутствующих по проведенному учебному занятию.
  3. Общая дискуссия. Краткие аналитические, оценочные выступления присутствующих..
  4. Заключительное обобщение учителя, который проводил открытое учебное занятие.

Приведу примерную структуру анализа учебного занятия учителем.

  1. Каково место данного учебного занятия в теме, разделе, учебном предмете? Характер связи данного учебного занятия с предыдущими. Как это учебное занятие будет работать на последующие учебные занятия?
  2. В чем специфика данного учебного занятия? Каков его тип и вид?
  3. Какие задачи решались на учебном занятии: обучающие, развития, воспитания? Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь? Какие задачи были главными и почему? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп обучающихся?
  4. Почему выбранная структура учебного занятия была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место для опроса, изучения нового материала, его закрепления? Рационально ли было распределено время этапов урока? Взаимосвяны ли этапы урока?
  5. Дать обоснование выбора методов обучения на учебном занятии.
  6. Обосновать выбор форм организации учебной деятельности школьников на уроке. Необходим ли дифференцированный подход к учащимся? Как он осуществлялся и почему именно так?
  7. Как был организован контроль усвоения нового материала? Режимы, формы и методы контроля. Почему?
  8. Как использовался на уроке учебный кабинет? Использование ТСО. Почему?
  9. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся на учебном занятии?
  10. За счет чего поддерживалась высокая психологическая атмосфера общения?
  11. Предупреждение перегрузки учащихся на учебном занятии, рациональное использование времени учебном занятии.
  12. Запасные методические „ходы” на случай непредвиденной ситуации.
  13. Удалось ли реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то, какие и почему?
  14. Аспект оценки конечного результата урока: оценка качества знаний, умений и навыков, определение разрыва между целями урока и конечными результатами. Выяснение причин этого разрыва. Оценка достижений развивающего и воспитывающего аспектов урока. Выводы и самооценка учебного занятия.

Список использованных источников.

  1.  Поташник, М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе [Текст]: методическое пособие / М.М. Поташник. - М.: Центр педагогического образования, 2010. - 448 с.
  2. Поташник, М.М., Левит, М.В. Как подготовить и провести современный урок (современная технология) / М.М. Поташник. – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 144 с.

АКТИВНАЯ ОЦЕНКА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ: ОРИЕНТАЦИЯ НА РЕЗУЛЬТАТ


Г. Г. Змитрович,
учитель математики высшей категории
лицея № 1 г. Минска


Моя педагогическая система основана на деятельностном и личностно- ориентированном подходах в обучении. Деятельностный подход реализую через включение учащихся в образовательный процесс: ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе активной деятельности на учебном занятии. Второй подход реализуется через личностную мотивацию обучающихся: знаю, что изучать, чему учиться, понимаю, зачем эти знания и умения мне нужны. Стратегия активной оценки оптимизирует процесс обучения. Она основана на организации совместной деятельности обучающего и обучаемого, которая позволяет учителю руководить процессом обучения, а учащемуся оказывает помощь в обучении.
Чем она привлекательна?
Во-первых, обучающийся планирует свое обучение, учится ставить перед собой цели, отвечает за результат, учится работать в команде, рефлексирует свою деятельность на уроке; он полноправный участник образовательного процесса. Применение стратегии активной оценки позволяет повысить мотивацию учащихся и (как результат) качество знаний по предмету.
Во-вторых, учитель является организатором образовательного процесса, а не носителем определенной суммы знаний.
В-третьих, родители поддерживают процесс обучения детей. Стратегия активной оценки предполагает, что цели учителя и учащихся определяются через действия, которым учащиеся должны и желают овладеть на уроке (блоке уроков). Планируя цели учебного занятия, я планирую деятельность учащихся, направленную на достижение поставленной цели. Активная оценка ориентирует учителя на мониторинг процесса овладения способами действия, дает субъектам образовательного процесса возможность осуществить обратную
связь о процессе овладения умениями. При планировании урока ставлю перед собой вопрос: как помочь учащимся осознать и принять цели учебного занятия? Решить эту проблему помогает стратегия активной оценки. Цели надо формулировать «на языке учащихся». Например, для урока математики в 5 классе по теме «Наименьшее общее кратное» цели «на языке учащихся» могут быть сформулированы следующим образом:

к окончанию урока вы будете знать, что такое НОК двух и более чисел, для чего нужен НОК и где его используют, уметь находить НОК нескольких чисел, решать примеры и простейшие текстовые задачи, связанные с НОК чисел.

7 класс, тема «Линейное уравнение».

К окончанию урока я буду:

Знать: определение линейного уравнения, корня линейного уравнения, вид линейного уравнения, три случая решения линейного уравнения, количество корней линейного уравнения, наличие корней уравнения в зависимости от коэффициентов уравнения.

Уметь: среди уравнений определять линейное уравнение, решать простейшие линейные уравнения, находить корни линейного уравнения. В конце урока учитель и учащиеся должны проверить, достигнуты ли эти цели. Существует много приемов. На уроках математики будет целесообразным выполнение диагностического теста, который соответствует целям учебного занятия. За 10–15 минут до окончания урока учащиеся самостоятельно выполняют контрольные задания (обычно пяти уровней сложности). Пример выходного теста к уроку математики в 5 классе по теме «Наименьшее общее кратное».

1. Известно разложение двух чисел на простые множители: а = 2*3*5 и в = 2*3. Выписать верный вариант ответа. (2 балла).1) 150; 2) 90; 3)450; 4) 30.

2. Найти НОК (15;20). (4 балла).

3. Найти НОК (2; 4; 800). (6 баллов).

4. Найти наименьшее общее кратное двух наименьших трехзначных чисел, кратных 20. (8 баллов).

5. Два теплохода вышли во вторник. Первый теплоход выполняет рейс за 6 суток, а второй – за 4. В какой день недели оба теплохода окажутся снова в порту? (10 баллов).

Отметку за выполнение теста выставляю по желанию учащихся. После выполнения выходного теста организую взаимоконтроль или самоконтроль и обязательно коррекцию. Домашнее задание дается по результатам диагностического среза.


Критерии успешности уточняют цели урока. Считаю, что учащиеся обязательно должны выделять главное в теме, знать, чему они должны научиться, на чем нужно сосредоточить свое внимание. Когда цель урока сформулирована, задаю вопрос: «На что мы будем обращать внимание?» Можно проговорить устно, можно записать в тетрадь (особенно это актуально перед проверочной работой) или на доске (рабочий урок).
Проверочная работа по теме «Умножение натуральных чисел», 5 класс (20 минут, 15 минут запланировано на повторение).
Знать:
а*1=а; а*0=0 (2 балла).
Уметь:
1. Находить произведение многозначного числа на однозначное число (4 балла).
2. Находить произведение многозначных чисел (6 баллов).
3. Решать текстовую задачу в 3 действия (8 баллов).
4. Применять знания по теме в незнакомой ситуации, зная определение произведения натуральных чисел (10 баллов).
Определение критериев успешности благоприятно влияет на атмосферу обучения. Учащиеся имеют право знать критерии успешности для хорошего результата учебной деятельности, домашних и проверочных работ. Учебное занятие желательно начать с постановки ключевого вопроса (главного для данной темы или раздела) для создания проблемной ситуации. Основанием для его формулировки может быть противоречие в известных или
полученных фактах, тезис, поведение учителя, рисунок и т.п. Ключевые вопросы стимулируют желание искать на них ответы и активизируют познавательную активность учащихся. Они выводят учащихся за рамки изложенного в учебнике материала, обеспечивают связь обучения с жизнью. В конце урока обсуждается, найден ли ответ на ключевой вопрос. Некоторые примеры ключевых вопросов:

1. Сколько квадратных метров пленки нужно, чтобы покрыть парник? (Предлагаю чертеж парника при изучении темы «Площадь» в 8 классе.)

2. Что означает запись на пакете молока: жирность 3,6%? (При изучении темы «Проценты» в 6 классе.)

3. Какой вклад выгоднее: под 10% годовых на год или под 20% годовых на полгода? (При изучении темы «Проценты» в 6 классе.)

4. Илья пригласил на день рождения друзей: Артема, Артура и Николая. Но не знает, кто из них придет. На сколько частей надо разрезать торт, чтобы все получили поровну?

К постановке ключевых вопросов также привлекаю и учащихся.

Обратная связь – это диалог учителя с учеником, в рамках которого учитель должен помочь учащемуся в учении. Высокого уровня мотивации можно достичь на основе обеспечения обратной связи: «учитель – учащийся», «учащийся – учитель», «учащийся – учащийся». Обратную связь осуществляю в форме устных или письменных комментариев к работе или ответу учащегося. Чаще всего использую активную оценку на уроках, предоставляя тем самым ученикам шанс достичь максимальных для каждого из них результатов при изучении той или иной темы. При первом знакомстве с темой ребята имеют четкое представление о критериях оценки контрольной работы. При проведении проверочной работы с критериями оценки учащиеся знакомятся за несколько дней. При проверке проверочной работы пишу комментарий, придерживаясь 4 правил обратной связи. Приведу пример комментария к проверочной работе в 6 классе по теме «Пропорция».
«Илья, ты верно выполнил все задания. Понимаешь, какую величину принять за 100%, умеешь правильно составить пропорцию и найти ее неизвестный член. Работа аккуратная. Задание № 5 можно выполнить рациональнее. Подумай над этой задачей. Спасибо.»

Тема «Простые и составные числа», второй урок по теме (на тему отводится 2 урока), самостоятельная работа.

Критерии оценки: Знаю: 1. Определения простых и составных чисел, простые числа первой сотни.

2. Число 1-не составное и не простое число.

Умею: Определять простые и составные числа, используя признаки делимости.

Обратная связь «учитель – ученик»:

1. Иван, ты хорошо знаешь определения простых и составных чисел. Молодец!

2. Но забыл, что число 1-не простое и не составное. Иван, ты допустил ошибки в заданиях № 3 и № 4.

3. Ты можешь улучшить свою работу, если повторишь признаки делимости, определение четных и нечетных натуральных чисел (п. 2, п. 3). 4. На учебном занятии будь внимательным.

5. Приходи на дополнительные занятия или обратись к Илье за помощью. Считаю, что такие комментарии мотивируют учащихся на учебу, повышают результативность учебной деятельности школьников. В процессе самоконтроля и самооценки учащиеся лучше усваивают учебный материал, овладевают актуальными компетенциями: оценочной, коммуникативной и другими. В ходе самоконтроля использую сравнение выполненного задания с эталоном, выполненным на доске или странице интерактивной доски. Задаю три вопроса: кто задание выполнил правильно? у кого имеются ошибки, неточности? кто задание не выполнил? Применение техники «да – нет» позволяет учащимся отвечать на поставленные вопросы
поднятием руки. Затем организую устранение пробелов в парах, взаимооценку и взаимоконтроль, которые являются одним из главных элементов стратегии активной оценки. Учащиеся обмениваются выполненными работами и соотносят их с целью, критериями, образцом. Иногда практикую написание учащимися советов (или устные рекомендации) в отношении выполненной работы другим учеником и ее возможного совершенствования. Это имеет мотивирующее и познавательное значение для обоих учеников. В конце урока применяю технику оценивания трудностей. Учащиеся отвечают на следующие вопросы:

1. Чему я сегодня научился?

2. Какой материал урока я усвоил легко?

3. Какой материал урока вызвал у меня трудности?

Эффективность обратной связи зависит от того, как ее организует учитель. Использование тех или иных элементов активной оценки зависит от типа урока, содержания учебного материала, возможностей и способностей учащихся, возрастных особенностей школьников. Но в любом случае активная оценка создают благоприятную атмосферу для обучения школьников, способствует развитию личности ребенка.

Приведу алгоритм, которым я пользуюсь при подготовке учебного занятия с использованием стратегии активной оценки. После определения темы урока, места урока в теме, обучающей цели, установления задач личностного развития учащихся, определения последовательности этапов урока необходимо спланировать:

1. Задания для актуализации опорных знаний и умений для изучения новой темы.

2. Цели урока на языке учащихся, возможность участия учащихся в формулировке целей.

3. Критерии оценки в индивидуальной, парной или групповой работе.

4. Контроль (самоконтроль, взаимоконтроль), оценку (самооценку, взаимооценку) результатов, техники их проведения. На каких этапах оценка и контроль будут осуществляться?

5. Организацию учебно-познавательной деятельности обучающихся, направленной на достижение определенных результатов этапов, целей урока.

6. Проведение выходного контроля, коррекцию пробелов в знаниях, умениях учащихся.

7. Дифференцированное домашнее задание с учетом результатов выходного теста.

8. Критерии успешного выполнения домашнего задания.

9. Организацию осмысления учащимися их деятельности

ЗМИТРОВИЧ Г. Г.

Активная оценка как эффективное средство формирования

учебно – познавательной компетенции учащихся на уроках математики

 

Как учить? Чему учить? Зачем учить? Ответ на эти вопросы дает компетентностный подход в обучении. Что такое компетентностный подход? Компетентностный подход – совокупность принципов, которые определяют постановку целей, содержание обучения, организацию образовательного процесса, содержание контроля и оценки, направленных на овладение учащимися актуальными компетенциями. С позиции этого подхода непосредственным результатом образовательной деятельности является сформированность у учащихся компетенций [1, c. 31].

Остановимся на формировании учебно – познавательной компетенции при проведении учебных занятий по математике с использованием стратегии активной оценки.

Обучающая цель, которая ставится учителем для урока, должна соответствовать требованиям образовательного стандарта по предмету, учебной программы, учебному содержанию, уровню обучения и подготовленности учащихся. Она должна соответствовать определению понятия “цель” (это планируемый результат деятельности) и быть диагностической.

Доводим цели до учащихся на понятном им языке или вовлекаем обучающихся в самоопределение на личный вполне конкретный результат. Цель на языке учащихся записывается на доске, что позволяет в течение урока обращаться к ней, видеть и понимать, как идет продвижение к запланированному результату, вносить необходимые коррективы в деятельность.

В конце урока организуется выполнение выходного диагностического теста (10 – 15 минут). После выполнения задания организуется взаимоконтроль, самоконтроль с использованием различных приемов. Потом организуется коррекция. Домашнее задание задается по результатам диагностики.

При проектировании учебного занятия определяем критерии оценки. Определить критерии достижения цели, значит, определить те показатели, благодаря которым и учителю и учащимся будет видно в какой мере достигнута цель учебного занятия. Критерии оценки определяются исходя из прогнозируемых результатов. Можно определить критерии оценки для домашней работы, но чаще - для самостоятельной. Критерии оценки являются мощным инструментом обратной связи, которая обеспечивает у учащихся высокий уровень учебной мотивации, делает содержание контроля открытым, обеспечивает усиление обучающих целей и ускоряет их достижение, побуждает учащихся к поиску ответов на вопросы, мотивирует их на деятельность, на собственные суждения и их обоснования.

Учебное занятие можно начать с ключевого (главного для данной темы или раздела) вопроса для создания проблемной ситуации. Основанием для его формулировки может быть противоречие в известных или полученных фактах, тезис, поведение учителя, рисунок и т.п. К постановке ключевых вопросов желательно привлекать учащихся. Ключевые вопросы стимулируют у обучающихся желание искать на них ответы и активизируют познавательную активность. Эти вопросы выводят учащихся за рамки изложенного в учебнике материала, обеспечивают связь обучения с жизнью. В конце учебного занятия обсуждается ответ на ключевой вопрос. Примеры ключевых вопросов:

  • Сколько квадратных метров пленки нужно, чтобы покрыть парник (учитель предлагает чертеж парника)?
  • Илья пригласил на день рождения Ивана, Ярослава и Артема.но не знает, кто к нему из них придет. На сколько равных частей нодо разрезать торт, чтобы каждый из них получил поровну;
  • Почему стол на трех ножках устойчивее, чем на четырех?

Встроенный в процесс обучения контроль и самоконтроль обеспечивает обратную связь, дает возможность учащемуся видеть, что у него уже получается, что он умеет делать (и этим гордиться, и этому радуется), а также возможность осуществлять своевременную коррекцию в случае пробелов и ошибок. Организация взаимоконтроля и взаимооценки, на мой взгляд, важный элемент контроля. После самооценки учащиеся обмениваются выполненными работами и соотносят их с целью, критериями, эталонами. При этом очень полезно практиковать написание учащимися советов (или устные рекомендации) в отношении выполненной работы и ее возможного совершенствования. В процессе самоконтроля и самооценки учащиеся лучше усваивают учебный материал, овладевают актуальными компетенциями: оценочной и коммуникативной.

На каждом учебном занятии организуется рефлексивная деятельность учащихся. Она: способствует лучшему усвоению учебного материала; повышает учебно-познавательную мотивацию учащихся, становится значимой оценочная деятельность учащихся, в процессе которой они оценивают свое продвижение, свою деятельность и ее результаты; позволяет ученику осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение, поскольку у него при этом есть возможность видеть, анализировать и оценивать свою деятельность, ее образовательные результаты, что может способствовать их образовательному и, возможно, профессиональному самоопределению; учащиеся овладевают важной компетенцией, владение которой является необходимым условием саморазвития личности. В процессе специально организуемой на уроках рефлексии учащиеся обучаются применять ее в различных учебных и жизненных ситуациях.

Учитель предлагает учащимся в процессе работы или по завершении ее этапа остановить деятельность и задает им вопросы: вопросы на восстановление деятельности, которые «приглашают» учащихся мысленно обратиться к исполненной или исполняемой работе, восстановить в памяти ее значимые этапы; вопросы на критическую оценку, позволяющие выделить сильные и слабые стороны работы; вопросы на перенормирование, которые стимулируют учащихся на принятие ими решения о том, как работать дальше [2. c. 209].

Если учитель желает, чтобы учащиеся владели рефлексией, то он создает ситуацию рефлексии. Для формирования коммуникативной компетенции организуется групповая работа или работу в парах. Формированию информационной компетенции будет способствовать организация работы с источником информации.

Таким образом, ключевые компетенции учащихся на учебном занятии формируются через создание соответствующих ситуаций.

 Cписок использованных источников

 

  1. Актыўная ацэнка ў дзеянні: вопыт настаўнікаў Беларусі, Мінск, 2014
  2. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии – 2
  3. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm
  4. Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания, VI класс, Минск, НИО, 2016 г.

 

 

 Г.Г. Змитрович

СТРАТЕГИЯ АКТИВНОЙ ОЦЕНКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ НА ПОВЫШЕННОМ УРОВНЕ

 Моя педагогическая система основана на деятельностном и личностно – ориентированном подходах в обучении. Деятельностный подход реализую через включение учащихся в образовательный процесс: ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной деятельности на учебном занятии. Второй подход реализуется через личностную мотивацию обучающих: знаю, что изучать, чему учиться, понимаю, зачем эти знания и умения мне нужны. Стратегия активной оценки основана на организации совместной деятельности обучающего и обучаемого. Организация такой деятельности позволяет учителю руководить процессом обучения, а учащемуся оказывает помощь в обучении. Применеие этой стратегии создает хорошие предпосылки для овладения учениками учебной программой по математике повышенного уровня.

Как же использовать стратегию активной оценки при изучении математики на повышенном уровне? Опишу некоторые приемы, которые я использую.

Деятельность человека, как известно, всегда целенаправленна. Обучающая цель, которая ставится учителем для урока, должна соответствовать требованиям образовательного стандарта по предмету, учебной программы, учебному содержанию, уровню обучения и подготовленности учащихся. Она должна соответствовать определению понятия “цель” (это планируемый результат деятельности) и быть диагностической (должна быть сформулирована так, чтобы по завершении учебного периода можно было однозначно судить о степени ее достижения).

В активной оценке цели учителя и учащихся определяются через действия, которым учащиеся должны и желают овладеть на уроке или на блоке уроков. Планируя цели учебного занятия, учитель планирует деятельность учащихся. Активная оценка ориентирует учителя на мониторинг процесса овладения способами действия, дает субъектам образовательного процесса осуществить обратную связь о процессе овладения умениями. При проектировании урока учитель формулирует цели на языке учащихся. Например, для урока математики в 10 классе по теме «Четные и нечетные функции» (повышенный уровень изучения) цели «на языке учащихся» могут быть сформулированы следующим образом:

К окончанию учебного занятии я буду

знать:

  1. какие функции являются четными и нечетными, какие не являются ни четными, ни нечетными функциями (функции общего вида);
  2. определение четных и нечетных функций;
  3. что означает выражение «область определения функции симметрична относительно нуля»;
  4. как используя определение четности, нечетности функции или график функции определить ее четность или нечетность.

уметь:

  1. определять и доказывать четность и нечетность функции;
  2. по графику функции определять ее четность и нечетность;
  3. строить график четной и нечетной функции.

Цель на языке учащихся записывается на доске или на странице интерактивной доски, что позволяет в течение урока обращаться к ней, видеть и понимать, как идет продвижение к запланированному результату, вносить необходимые коррективы в деятельность учащегося и учителя.

В конце урока организую проверку достижения поставленных целей. Существует много приемов. Но целесообразным будет выполнение выходного диагностического теста, который соответствует целям учебного занятия. За 10 – 15 минут до окончания учебного занятия учащиеся самостоятельно выполняют контрольные задания по теме урока. Затем учитель организует взаимоконтроль или самоконтроль и, обязательно, коррекцию. Домашнее задание дается по результатам диагностического среза. Кстати, встроенный в процесс обучения контроль и самоконтроль обеспечивает обратную связь, дает возможность учащемуся видеть, что у него уже получается, что он умеет делать, над чем надо работать, а также возможность осуществлять своевременную коррекцию в случае пробелов и ошибок. Основной принцип данного контроля: все учащиеся проверяются по каждому учебному элементу (операции, действию). Для такого контроля принципиально важным является диагностичность постановки целей урока, принятие цели самими учащимися, наличие критериев оценки и эталонов правильных ответов.

Критерии успешности уточняют цели урока. Считаю, что учащиеся обязательно должны выделять главное в теме, знать, чему они должны научиться, на чем нужно сосредоточить свое внимание. Когда цель урока сформулирована, я задаю вопрос: «На что мы будем обращать внимание?» Можно проговорить устно, можно записать в тетрадь (особенно это актуально перед проверочной работой) или на доске (рабочий урок).

Критерии успешности для выходного теста по теме урока «Четные и нечетные функции»:

  1. Используя график функции, установить ее четность или нечетность (2 балла).
  2. Установить симметричность области определения функции относительно нуля (4 балла).
  3. Из предложенных функций выбрать четную и нечетную функции (6 баллов).
  4. Доказать четность или нечетность функции (8 баллов).
  5. Применять знания по теме в незнакомой ситуации (10 баллов).

Определение критериев успешности благоприятно влияет на атмосферу обучения. Учащиеся имеют право знать критерии успешности для хорошего результата учебной деятельности, домашних и проверочных работ.

Изучение нового материала желательно начать с постановки ключевого (главного для данной темы или раздела) вопроса для создания проблемной ситуации. Ведь ключевые вопросы стимулируют познавательную активность, привлекают внимание, содействуют усвоению нового материала, обеспечивают связь обучения с жизнью. Основанием для их формулировки может быть противоречие в известных или полученных фактах, тезис, поведение учителя, рисунок, жизненная ситуация. В конце урока обсуждается, найден ли ответ на ключевой вопрос.

Некоторыепримеры ключевых вопросов:

  1. «Функция является четной. В каком случае уравнение имеет нечетное количество корней?»
  2. «Почему стол на трех ножкам устойчивее, чет на четырех?»

К постановке ключевых вопросов желательно привлекать и учащихся.

Обратная связь – это диалог учителя с учеником, в рамках которого, учитель должен помочь учащемуся в учении. Высокий уровень мотивации достигается на основе обеспечения обратных связей: «учитель – учащийся», «учащийся – учитель», «учащийся – учащийся». Обратную связь осуществляю в форме устных или письменных комментариев к ответу или письменной работе учащегося. При проверке самостоятельной работы практикую письменные комментарии, в которых учтены четыре правила обратной связи:

•сильные стороны работы: указывается, какие задания выполнены верно;

•в каких заданиях допущены ошибки;

•рекомендации учащемуся по устранению ошибок, допущенных в работе;

•рекомендации учащемуся: в каком направлении работать дальше.

Написание таких комментариев повышают результативность учебной деятельности школьников.

В процессе самоконтроля и самооценкиучащиеся лучше усваивают учебный материал, овладевают актуальными компетенциями: оценочной, коммуникативной и другими. В ходе самоконтроля используется сравнение выполненного задания с эталоном, выполненным на доске или странице интерактивной доски. Можно задать три вопроса: кто задание выполнил правильно? у кого имеются ошибки, неточности? кто задание не выполнил? Применение техники «да – нет», позволяет учащимся отвечать на поставленные вопросы поднятием руки. Затем организуется устранение пробелов в парах, взаимооценка и взаимоконтроль, которые являются одним из главных элементов активной оценки. Учащиеся обмениваются выполненными работами и соотносят их с целью, критериями, образцом. Иногда можно практиковать написание учащимися советов (или устные рекомендации) в отношении выполненной работы другим учеником и ее возможного совершенствования. Это имеет мотивирующее и познавательное значение для обоих учеников.

В конце урока можно применить технику оценивания трудностей. Учащиеся отвечают на следующие вопросы:

  1. Чему я сегодня научился?
  2. Какой материал урока я усвоил легко?
  3. Какой материал урока вызвал у меня трудности?

Эффективность обратной связи зависит от того, как ее организует учитель.

При подготовке учебного занятия с использованием стратегии активной оценки можно пользоваться следующим алгоритмом. После определения темы урока, места урока в теме, обучающей цели, установления задач личностного развития учащихся, определения последовательности этапов урока необходимо спланировать:

1.Задания для актуализации опорных знаний и умений для изучения новой темы.

3.Цели урока на «языке учащихся», возможность участия учащихся в формулировке целей.

4. Ключевой вопрос к теме учебного занятия и возможность участия учащихся в формулировке ключевого вопроса.

4.Критерии оценки в индивидуальной, парной или групповой работе.

5.Контроль (самоконтроль, взаимоконтроль), оценку (самооценку, взаимооценку) результатов: техники их проведения. На каких этапах оценка и контроль будут осуществляться?

6.Организацию учебно – познавательной деятельности обучающихся, направленной на достижение определенных результатов этапов, целей урока.

7.Проведение выходного контроля, коррекцию пробелов в знаниях, умениях учащихся.

9.Дифференцированное домашнее задание с учетом результатов выходного теста.

10.Критерии успешного выполнения домашнего задания.

11.Организацию осмысления учащимися их деятельности.

 

40 уроков тригонометрии
Универсальные учебные действия (памятка педагогам)